На нас неотвратимо надвигалось 31 декабря, а следовательно - Новый год. Так легли карты, что сей радостный праздник нам выпало встречать на Мангупе, не могу сказать чтобы это очень огорчало - ежегодно на новогодние праздники там тьма народу - будет с кем пообщаться.
31 декабря. Дорога на Мангуп
Дорога была солнечной и оооочень грязной.
"Сфинксы Каралезской долины" (на заднем плане, на переднем - Оля)
Где-то к полудню мы подошли к Мангупу.
Мангуп самой природой создан быть крепостью. Гора-останец с плоским плато площадью 90 га, с источником воды, которую дает скала, конденсирующая атмосферную влагу даже в засуху в столь мощный поток, что при турках на горе устроена была баня – все это уникально даже для Крыма. Неудивительно, что еще в бронзовом веке на Мангуп пришли первые обитатели, были здесь и тавры. С IIIв население горы (тогда еще не крепости) все возрастает. Насельцами были готы, которые пришли в Причерноморье именно в это время. Повоевав с Римской империей, готы постепенно сели на землю, окультурились, стали искренно считать себя греками, а уже в конце IVв скрывались на Мангупе от кочевников-гуннов. Рим в то время почти ничем не мог помочь крымским готам, если бы и хотел.
Император Юстиниан (517-565 гг) захотел и смог возродить былую мощь Римской империи. Для союзных готов на Мангупе строится крепость. Видимо, это случилось ближе к 565 году. Крепость назвали “Дори” (название Мангуп появилось много позже). Готы должны были прикрывать Херсон (Севастополь), главный византийский город Крыма, с севера, и участвовать в его экономической жизни.
Но уже с конца VIIв Империя слабеет. Херсон лишь формально остается в ее границах. Однако, готы-греки в “стране Дори” хранят верность Херсону, потому что, работая вместе с ним, они могут зарабатывать немалые деньги. Этот период можно считать временем существования в Крыму полунезависимого государства с центром в Херсоне и с такими крепостями по периферии, как Дори.
Вторжение хазар в VIIIв ненадолго прервало естественный ход жизни. Из разнообразных источников складывается такая версия, что хазары могли сначала захватить Мангуп, потом посадить туда покорного феодала. Но, когда феодал стал непокорным, применить против него силу. Как полагают некоторые, именно из языка хазар взялось само слово “Мангуп”, которое, конкурируя с другими именами, с турецкого времени становится единственным названием этого места.
Около X-XI вв жизнь в Дори, как принято считать, внезапно замирает. Причины этого совершенно загадочны, говорят даже о том, что виновато землетрясение. Причиной могли быть гражданские войны в пределах Херсонского квази-государства. Известно, что в правление императора Феофила Константинополь восстанавливает свою власть над Херсоном. Это не обошлось без насилия. С другой стороны, можно предположить, что вхождение Херсона в орбиту Ромейской империи стабилизировало обстановку, и крепость стала не нужна. Люди предпочитали жить у подножия Мангупа. Стены юстиниановского времени медленно ветшали.
Новый поворот приносит 1204 год, когда Константинополь захватывают крестоносцы. Для греческого мира это стало сигналом к консолидации сил. Греки, жившие в горных местностях (мы уже говорили, что это были за “греки”), собираются в кучку и основывают княжество Феодоро, столицей которого и стал покинутый было Мангуп, который его жители называли тогда то “Мангуп”, то “Феодоро”. Когда это случилось, точно не известно, но, вероятно, задолго до того, как о “хане манлопском” Дмитрии впервые говорится в связи с событиями 1363 года (вместе с владетелями Солхата и Кырк-Ора он выступает против литовского князя Ольгерда). Факт, что Ногай в 1299 то ли не смог взять Мангуп, то ли там нечего было “брать”. Эски-Кермен был разорен Ногаем и больше не возрождался. Вероятно, это спровоцировало перенос всей жизни на Мангуп, вместе со столичными функциями. В Мангупе есть надпись от 1362 года о строительстве “Пойки”, в которой видят цитадель Феодоро.
Подвергшись разгрому со стороны Тамерлана около 1395, Мангуп настолько быстро поднялся, что в 1399 уже дает отпор Едигею, который взять его не смог. В XV-м веке город и княжество переживают расцвет. Княжество сотрудничает с улусами Орды, потом с Крымским Ханством Гиреев, и воюет с генуэзцами. Все кончилось для греков в конце мая 1475 года, когда на Южнобережье высадились турки. Мангуп был единственной крепостью, которая оказала достойное сопротивление. Осада началась в июле и длилась полгода. Даже когда турки прорвались через внешнюю стену, цитадель еще продолжала сопротивляться, и защитники устроили даже кузницу прямо во дворце, где делали оружие. На помощь Мангупу пришли молдаване, готовили отряд венгры, русский князь Иван III собирался помочь – пусть не войсками, так устрашением – женить своего сына на феодоритской княжне, и тем самым припугнуть турок. На Мангуп собрался с визитом посол московского князя А. Старков. Но, видимо, не успел.
Турки ходили на крепость семь раз, положив несколько тысяч человек, и главнокомандующего сняли с должности, поскольку он погубил так много солдат. Ахмед паша понял, что крепость штурмом не взять. Он оставил немного людей для осады. Защитники, увидев, что основные силы отступают, сделали вылазку, но сил оставшегося осадного гарнизона хватило, чтобы прорваться в незапертые теперь ворота и занять крепость.
Захватив Мангуп в декабре 1475, турки в самом начале XVIв превращают его в сильную крепость, и оставляют лишь в 1774 году. Правда, после большого пожара 1592 года Мангупская крепость пришла в упадок и уже не восстанавливалась в прежнем величии.
Впоследствие вместе с турецкими солдатами на Мангупе жили греки (для которых работала старинная церковь), и караимы-евреи, потомки хазар. Когда Крым захватила Россия, Мангуп опустел (караимам разрешили выехать, куда они пожелают, что было им прежде запрещено, и они разъехались по империи, а греков переселили в район Азова).
***
В наше время Мангуп является "местом силы" для многочисленных людей эзотерической направленности, что, впрочем, неудивительно.
Мангуп из космоса
31 декабря - на гору по тропе через овраг Табана-Дере и старое караимское кладбище тянутся вереницы людей с рюкзаками и рюкзачками, желающих встретить Новый год в мангупских пещерах. В селении Ходжа-Сала (Священное Село) с нас пытались взять денюжку за посещение историко-культурной ценности, но не получилось - отмазались ))
Озеро, которое раскинулось у подножия, не простое. Это, собственно, пруд, устроенный в 1995 году. Экскурсоводы расскажут вам, что воды скрыли деревню и церковь, якобы современные. На самом деле, на дне озера – средневековое поселение и базилика. Там жили люди, которые прятались на Мангупе лишь в минуту опасности, а так – занимались сельским хозяйством. Когда рыли котлован для пруда, все это нашли. Выехали археологи, но их отпихнули, и все затопили. Теперь, когда озеро мелеет, говорят, руины видны сквозь воду.
На Мангупе, а вернее, под ним, с южной стороны, расположен действующий мужской монастырь. К нему можно спустится прямо с обрвов плато, через деревянные лестницы.
Так легли карты, что на Новый год мы остались вдвоем с Олей на горе в туман и снегопад без палатки и фонариков. Подсвечивая телефоном, пошли к мысу Тешкли-Бурун, где расположены основные гроты в надежде найти сухую пещерку, чтоб переночевать без палатки. Ребята, встретившиеся нам там, сначала офигели, а потом посоветовали спуститься под гору, к монастырю, ибо пещеры на мысе уже были заняты. Найти спуск, так хорошо видимый днем, при ограниченной видимости оказалось не так то просто. К слову, нам периодически очень помогал сумасшедший джип, который метался по плато в тщетных поисках найти с него съезд, пригодный для автомобиля, подсвечивая окружающую туманно-снегопадную действительность своими мощными фарами.
Под горой действительно обнаружили сухой грот, где и решили остановится. Из еды у нас остались козинаки, конфеты, сухофрукты с медом, халва в больших количествах и банка шпротов, так что жизнь в наступившем году обещает быть сладкой.
Честно скажу - так здорово НГ я еще никогда не праздновала - настолько спокойно, расслабленно, за приятной ненапряжной беседой. Периодически мимо нас проходили разные интересные люди, а где-то после полуночи кто-то рядом играл на флейте.
Новогодний стол :)
Гроты под Мангупом
Монастырь
Развалины цитадели
Пещеры мыса Тешкли-Бурун
На Мангупе встретили Юру из Луганска, который постоянно пытался спустится не по той тропе. Когда мы пересеклись в третий раз около источника, он решил еще на день остаться в Крыму и прогуляться с нами к Эски-Кермен, а не рвать в тот же день на поезд, ибо попытка выехать с Мангупа до Симферополя и успеть при этом на поезд представлялась довольно напряжной и весьма сомнительной 1 января.
Дальше
Комментариев нет:
Отправить комментарий